6 баллов
31 марта 2022 12:31
18019

Затерянная Рязань. На Погост

Затерянная Рязань. На Погост

Были времена при царе-батюшке Михаиле Федоровиче, когда места здешние слыли богатыми на торг купеческий, и даже нет-нет, да и составляли хоть и стихийную, но достойную конкуренцию соседнему городу. А царевич касимовский так осерчал на конкурентов, что челобитные царю стал написывать. Мол, завели тутошние уездные люди села Касимовскаго и Володимерскаго торг самовольством и торгуют по воскресеньям беспошлинно, тогда как раньше приезжали в Касимов и платили за дело свое налог. А теперь касимовский торг опустел, и казна получила таможенного недобору аж пятьсот рублев! И все бы ничего, но ведь еще там, в селе, винокурят беспрестанно и продают по дворам в ведра и в чарки, и меж татарских деревень ездят с вином, со флягами и бочками, и население спаивают.

Царь Михаил Федорович в историческую несправедливость вмешался и запретил не только торговлю в неположенных местах устраивать, но и продажное вино у всяких уездных людей выимать. Так великолепный купеческий потенциал маленького, но гордого села был задавлен на корню. И из торгового оно навеки стало церковным. А звалось то село Гусевским Погостом.

Именно туда отправилась погостить команда YA62.ru.

 

Никто не знает, когда возникло на высоком берегу речки Гусь большое и живописное село с аналогичным названием. Первые письменные упоминания о Гусевском Погосте приходятся на начало XVII века, и являются они перепиской царя Михаила Федоровича Романова и касимовского царевича Сеид-Бурхана Арслановича. И пока сильные мира сего обменивались письмами, Погост укреплялся в звании важного религиозного и торгового центра тогда еще Владимирской губернии. И была тому веская причина – короткий, вымощенный камнем путь на Рязань.

– Это была главная и единственная тогда дорога, тракт, который соединял Владимир и Касимов, – рассказывает местный житель. – Проходил он через лес, по деревянному мосту через реку Гусь и вдоль церкви поперек всего Погоста. До сих пор на той дороге можно после сильного ливня или когда снег ручьями бежит, найти старинные монетки. Их купцы теряли, когда с торговли ехали.

Фото 1 Дорога в Погосте.JPG

Местные считают, что название Погост никакого отношения к кладбищу в данном случае не имеет. И во всем, на самом деле, виноваты купцы.

– Кладбище на Руси никогда не называлось погостом, оно звалось кладбищем или капищем, – объясняет житель села. – Но можно было пойти на кладбище на погост – то есть погостить. Так же в наше село приезжали купцы владимирские и рязанские – погостить. Для них здесь быстро организовали постоялые дворы и прочие удобства. И в какой-то момент торгашам так понравилось сбывать свои товары в Погосте, что они перестали вообще ходить в Касимов и рынок там полностью прекратил свое существование. Тогда царю поступила жалоба, что купцы все товары в Погосте продают, до касимовской ярмарки ничего не довозят. Были приняты меры, и у нас торговлю разогнали полностью.

Фото 2 Советская афиша.JPG

Впрочем, погостовские деятели не только чинили экономические проблемы царевичу из Касимова, но еще и подрывали морально-нравственные устои татарского общества. Проще говоря, с радостью спаивали жителей соседних деревень и наливали им с собой в дорогу крепкого алкоголя. Подобное поведение подведомственного ему народа не нравилось царевичу, и кляузы во дворец летели с новой силой.

Есть легенда, что татарское население так втянулось в процесс употребления алкоголя, что на общественные порицания отвечало, будто царевич запретил пить только вино, а про крепкий алкоголь запретов не звучало.

Выход из моральной ямы нашли быстро: жителям Погоста торговать алкоголем – запретить, у приезжих спиртное – изымать.

Бурное экономическое развитие села было задавлено на корню. А вскоре предприниматели Баташевы основали на другом берегу реки индустриальный поселок Гусь-Железный. Вместе с ним появилась широкая объездная дорога на Касимов. Купечество в Погосте навсегда осталось воспоминанием.

А население полномасштабно обратилось в веру.

Фото 3 Храм в Погосте.JPG

Храмов в Погосте два – Преображенский и Никольский, и оба они достойны отдельного внимания, поскольку представляют собой зрелище красоты неописуемой.

Преображенский храм из белого камня начал строиться в 1777 году взамен утерянной сгоревшей церкви. Возведение его шло тяжело и здорово затянулось, но результат стоил всех трудов. В храме была спроектирована уникальная система отопления, которая шла из подвала и согревала стены. Когда пришли большевики, то первое, что они сделали в храме, – разбили пол. Что искали? Не понятно. Но систему безвозвратно уничтожили.

Сегодня туристов особенно впечатляет колокольня, аналогов которой в Рязанской области нет. Если присмотреться, то на стенах ее хорошо видны человеческие фигуры. Говорят, это ангелы. У некоторых в руках можно разглядеть скрижали. Настоящая находка и загадка для архитекторов. Ходят даже легенды, что колокольню проектировал один из учеников Растрелли. Но не исключено, что кто-то из местных умельцев, посетив столицу, решил повторить такое чудо в своем селе.

Фото 4 Статуи на колокольне в Погосте.JPG

Как рассказывают местные, никаких каменоломен в окрестностях Погоста не было, а выходил белый камень прямо на поверхность берега Оки, пластами. Оттуда его и брали.

Никольская церковь стоит совсем рядом, образуя со своей величественной соседкой настоящий ансамбль. И если в первом случае впечатляюще выглядит колокольня, то здесь – совершенно неожиданные входные группы с колоннами. Сейчас они находятся в удручающем состоянии, несмотря на то, что местный батюшка старается сохранить это великолепие. Белый камень рассыпается, колонны падают. Все это напоминает скорее руины Древней Греции и никак не вписывается в пейзажи маленького деревянного села Рязанской области. И только снежные сугробы напоминают, что мы все еще в России.

Фото 5 Колонны церкци в Погосте.JPG

Каменных купеческих домов в Погосте почти не осталось, хотя несколько зданий неподалеку от церквей напоминают подобную архитектуру. Здесь вообще здорово смешались традиции нескольких веков и культур — от белокаменных колонн до проржавевшей советской стойки «кино» и весьма современного таксофона, который, кстати, работает. В центре Погоста, отвернувшись от храмов, одиноко стоит Владимир Ильич Ленин. А рядом с ним так же одиноко колышутся на высоких шестах ржавые фигурки серпа и молота.

За спиной вождя – нынешний клуб. Местные говорят, что раньше он располагался в другом месте. И вообще, был интереснее.

– Концерты были, кино показывали. Сейчас ничего не показывают, да и кому? Старые мы тут все уже, – рассказывает местная жительница. – Хотя раньше нам и некогда особо было развлекаться. Мы работали. И платьишко выходное у многих девчонок было одно-единственное. Надела платьице, сходила в клуб на танцы, пришла домой, сняла, в шкаф повесила. И дальше работать.

Фото 6 Местная жительница рассказывает историю Погоста.JPG

Работа в Погосте была всегда. Здесь был не только огромный колхоз, как и полагается уважающим себя сельским местностям. Здесь работала большая мебельная фабрика. Здание ее до сих пор стоит, не разрушено. Да и закрылась она, по нынешним меркам, не так давно. Но информации о предприятии не сыщешь днем с огнем. Остается полагаться только на воспоминания местных.

– Я в Погост замуж вышла и с 1965 года живу здесь, – рассказывает местная бабушка. – Сами с мужем дом строили. Наличники видите какие красивые? Хозяин их лично вырезал. А я и в колхозе поработала, и на мебельной фабрике. Память подводит, плохо уж помню, но на фабрике я 35 лет отработала. На станках трудилась, столы делала. Да и вообще, всяко мы там производили.

В Погосте много старинных деревянных домов с уникальными резными наличниками. Скорее всего, село имело плотницкую направленность, и деревом здесь занимались испокон веков, как и во многих лесных деревнях Касимовского района.

Фото 7 Домики с наличниками в Погосте.JPG

Впрочем, не перевелись в Погосте умельцы и по сей день. Живой пример тому местный житель Евгений Сикирицкий, который родился здесь и вырос, уехал в Москву и многие годы отработал на «Мосфильме», а потом вернулся на родину и открыл здесь музей военной истории с «островком» краеведения.

Экспонаты в музее самые разнообразные, но каждый уникален по-своему: от баночки крема Nivea из набора немецкого солдата до глубиномера с подводной лодки «Курск». А на улице стоят автомобили военного времени, которые неоднократно снимались в российских фильмах, таких как «9 рота», «Мы из будущего», «Грозовые ворота» и многих других. Но главная гордость – зенитная установка «Катюша». На ходу.

– А вам не нужно на нее каких-то документов, вроде разрешения на оружие? – интересуемся, глядя на такую невидаль в сельских широтах.

– Не знаю, но вроде пока никто меня не останавливал, – смеется Евгений. – Все знают, что мы не буйные. Да и не заряжена она. Хотя, в этом году думаем на 9 Мая из «Катюши» салют праздничный дать.

Фото 8 Евгений в кабине Катюши.JPG

Главная особенность музея в Погосте – здесь всё можно трогать. Наконечники стрел XIII века? Пожалуйста. Кольчугу русского воина? Нет проблем. Сикирицкий говорит так: «Как же понимать историю, если ничего не трогать?».

– Я все-таки больше люблю историю Второй мировой войны, поэтому экспонаты музея не местные, так как до Касимова немец не дошел. Но для вас у меня все равно есть история. Знаете, наверное, что Гитлер был помешан на мистике? Так вот, он отдал своим генералам приказ, чтобы от Мурома до Рязани на всей протяженности Оки с каждого берега по пять километров не было ни одной бомбы. А искал он Агриков меч. По легенде, теряется этот артефакт аккурат в касимовских краях. И жители одной из деревень недалеко от Погоста рассказывали мне, что в 1942 году местные мужики подняли на вилы небольшой отряд немецких поисковиков. До сих пор у них там хранятся, как они говорят, «интересные артефакты», оставшиеся от немцев. Но мне их пока не показывали. Хоть и обещают.

Фото 9 Скворечники.JPG

– А еще в годы войны, с 1941-го по 1944-й, в здании яслей в Погосте проходили реабилитацию дети блокадного Ленинграда, – говорит местный житель. – Откуда я это знаю? У меня бабка, и сестра бабки, работали в яслях. Они и рассказывали, как ухаживали за изможденными детьми, откармливали их и возвращали к жизни.

Сейчас здание яслей стоит заброшенным с заколоченными окнами. Школы в Погосте тоже давно уже нет. В старом деревянном здании располагается теперь сельская библиотека. Местные говорят, что интерьеры там весьма колоритные, и даже парты стоят, будто вот-вот прозвенит звонок и в классы прибегут ученики.

Пришлось поверить на слово. В день, когда мы посетили Погост, в библиотеке был выходной.

Фото 10 Деревянные домики Погоста.JPG

Удивительно это писать, но, жители уверяют, что сегодня в Погосте есть практически всё! Магазин, сельсовет, библиотека, клуб, почта. Пусть фабрика и закрылась, но зато работает молочная ферма и возрождается сельское хозяйство, а владелец фермы даже построил нормальную дорогу через село. По утрам, говорят, к домам приезжает молочная цистерна, из которой можно хоть в банку, хоть в бидончик набрать молока. Здесь опрятные домики с оригинальными вырезанными вручную наличниками. Уникальный архитектурный комплекс храмов, достойный внимания туристов, и музей, в котором можно в прямом смысле слова прикоснуться к истории, погреться у костра, раздуть самовар и поболтать за кружкой чая с мятой. Здесь просто красиво.

Почему же никто не приезжает сюда, чтобы посмотреть?

Большой фоторепортаж смотрите по ссылке.

Погостила Дарья Копосова
Фотографировала Мария Илларионова

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт