1 балл
27 июня 2019 10:58
8585

Затерянная Рязань. Семь веков под липами

Затерянная Рязань. Семь веков под липами

Летописи гласят, что в 1350 году места эти уже были обитаемы, и назывались — Подлипки, или Шырын, что в дословном переводе с татарского значит «сладкий». Известно, что люди сначала жили отдельными хуторами. Но на беду появились в окрестностях разбойники и образовали в полутора верстах от Подлипок стоянку, да стали нападать на отдельные хутора и чинить грабежи. Это заставило жителей объединиться в одно большое село у липовой рощи. Говорят, липы росли настолько громадные, что за одним пнем могли спрятаться человек 10. Было у села и другое название — Татариново. Оно запечатлело время господства монгольского ига на рязанской земле.

Шли годы, и татарская культура перемешалась в Подлипках с русской. Однако здесь до сих пор по традиции справляют праздник Сабантуй. Команда YA62.ru побывала в гостеприимных Подлипках и готова рассказать, как в Касимовском районе уживаются русские и татары.

Стоит отдать подлипковским средневековым татарам должное: спустя всего 50 лет после нашествия монгольской орды на эти земли в селе было отстроено более 300 домов. Здешние деревни всегда считались богатыми не только на людей, но и на народные промыслы. Постепенно Подлипки и соседние села вошли в состав Российского государства и попали под действие новых законов. Так как татары исповедуют ислам, им было предложено принять христианство. За это каждый перешедший в новую религию получал земли и титул. Как рассказывают местные жители, на такое соглашались далеко не все.

— Подлипки, как и еще три соседних села, относились к Белому аймаку — то есть были очень богатыми и зажиточными, — рассказывает местная жительница и сотрудник нового татарского музея в Подлипках Ильмира Умарова. — В каждом селе процветали разные ремесла: кто-то делал украшения, кто-то шил одежду из кожи и меха, кто-то создавал оружие из металлов, кто-то собирал мед. Некоторые экспонаты сел Белого аймака сейчас даже хранятся в Оружейной палате.

Фото 1 село Подлипки Касимовский район Сабантуй.JPG

В Подлипках проживали и представители старинного княжеского рода — господа Ширинские. Собственно, именно им и принадлежали местные ремесленные предприятия. По словам нашей собеседницы, она была связана с Подлипками задолго до своего рождения.

— Моя прабабушка, которая была из уральских татар, возила именно сюда, господам Ширинским, кожу и мех из-за Урала, — вспоминает Ильмира рассказы своей матери. — Когда пришла советская власть, моим предкам чудом удалось бежать в Узбекистан, чтобы не быть раскулаченными. Рассказывали, что побросали все свои ремесла, как узнали, что Ширинских из Подлипок прогнали.

Ее семья долго жила в Узбекистане, прежде чем снова перебраться в Россию. И Подлипки были выбраны не случайно, так как село славилось татарскими корнями.

Фото 2 Местные жительницы села Подлипки Сабантуй.JPG

Русские и татары живут на этой территории в мире уже не одно столетие. Они так ассимилировались между собой, что и чистых татар, и чистых русских уже практически не осталось. А в советское время здесь и вовсе жили «люди мира».

— При советской власти Подлипки стали аграрным селом, — рассказывают местные жители. — Выращивали овес, пшеницу, гречку. Река рядом — товары сплавляли по ней на продажу. В соседних селах были кирпичные заводы, всего шесть штук. Туда подлипковские тоже ездили работать.

Животноводство даже в СССР было здесь исключительно личной инициативой. Но раньше в каждом дворе были коровы и овцы с баранами, бродили по деревне стадами. Сейчас рогатый скот держит от силы пара семей. Зато куры по Подлипкам ходят по-королевски.

Фото 3 Куры Подлипки Сабантуй.JPG

По словам жителей, они и сами не поняли, как в какой-то момент татарские Подлипки перестали быть таковыми: забылись традиции, забылась история, да и языком Корана сейчас не владеют даже местные татары. Теперь они по крупицам собирают культуру предков, вспоминают истоки. Некоторые фрагменты воспоминаний хранятся в новоиспеченном музее.

—  Есть у татар такой вид искусства, называется шамаиль, — рассказывает экскурсовод. — Это настенное панно, на котором изображены виды святых мест, мечети или фразы из Корана. Это своего рода молитва в виде изобразительного искусства. Чаще всего панно украшают цветами или драгоценными камнями. Шамаиль есть в каждом доме, и если род старинный, то оберег передается по наследству. То, что висит у нас в музее, — это новодел. Ни один татарин не отдаст шамаиль из своего дома.

Фото 4 Татарин варит плов Сабантуй.JPG

Татары — люди очень гостеприимные. Они любят угощать черным чаем, заваренным на фруктах и душице, и потчевать традиционными сладостями.

— Чай мы очень любим, — с удовольствием рассказывают местные жители. – Чай всегда пьем черный, но с курагой, черносливом и кусочками сахара. А еще — специально собираем душицу, сушим и завариваем зимой. Излюбленный рецепт татарского чая — черный с душицей и молоком. А в Татарстане в него еще и кусочек сливочного масла добавляют.

Сбор душицы по традиции происходит как раз в июне. Люди выходят в поле и поют этому замечательному растению песни.

Фото 5 Поле Подлипки Сабантуй.JPG

— У нас что ни день — то праздник! — рассказывает Зуляйха Минеева. — Свадьбы — праздник, ребенок родился — праздник, сосед зашел в гости — тоже праздник! Поэтому и на столе у нас всегда есть лапша и беляши. Рецепты традиционных блюд остались у нас от наших бабушек, а у них — от их бабушек. Сколько себя помню — столько и пеку. Сперва училась у бабули, у мамы, потом сама начала. И никаких секретов нет. Весь секрет — в руках, какими тесто замешиваешь. Если настроение плохое — лучше за тесто не браться: душа у вас болит и тесто плачет. Поэтому я пеку только в хорошем настроении и только под татарскую музыку.

Местные рассказывают, что касимовские традиции выпечки отличаются от чисто татарских рецептурой. Так как в здешних местах всегда разводили коров, то и тесто замешивали в основном на молоке и кефире. Хотя по исконным традициям это делается на дрожжах.

Если в селе праздник, то первым традиционным блюдом выступает, конечно же, чак-чак. Но раскупают его моментально. Нам, например, не удалось даже посмотреть на татарское народное лакомство.

Фото 6 Лакомства Сабантуй Подлипки.JPG

Любимым праздником в Подлипках давно стал татарский Сабантуй. Если переводить дословно, то это «свадьба плуга». Он празднуется в июне, когда закончились весенние полевые работы и можно передохнуть. Он носит сакральный характер: важно задобрить духов, чтобы они ниспослали хороший урожай.

В России, как утверждают местные татары, существует аналогичный праздник — Березка. Правда, многие русские слышат о нем впервые... и предпочитают Сабантуй.

— У Подлипок есть вечные конкуренты на проведение этого праздника, — рассказывают местные жители. — Это деревня Ахматово. Обычно мы по очереди устраиваем Сабантуй, и вот второй год подряд эта честь выпадает нам.

К слову, конкуренция налицо: во всех командных спортивных состязаниях сражались не «мальчики» против «девочек», как это бывает на сельских праздниках, а Подлипки против Ахматова. Победила дружба.

Фото 8 Девушка канат Подлипки Сабантуй.JPG

— Традиционно на Сабантуе проводились спортивные испытания для выявления самого сильного воина — батыра, — рассказывают местные. — Юноши сражались в силе, ловкости, верховой езде, а девушки приглядывали себе женихов. Победителю доставался молодой барашек. Это халяльное мясо. Юноша уносил барашка на своих плечах, готовил его и угощал собравшихся на празднике.

Пока юноши соревновались в силе, девушки состязались в рукоделии. Готовиться они начинали к Сабантую еще с зимы: расшивали узорами рубашки, платки, полотенца для своих любимых воинов.

Среди забав были и весьма необычные. Например, юношам нужно было на время вытащить из тазика монетки, ныряя лицом в кефир. Сабантуй — воистину удивительный праздник.

Фото 8 Кефир Сабантуй.JPG

— Несмотря на существующие татарские традиции, нам приходится сейчас мириться с современными реалиями, — рассказывают местные жители. — Например, в мечеть по правилам нам нужно ходить и молиться в пятницу. Но мы не можем, потому что это рабочий день. И ходим в воскресенье, потому что это выходной. А вообще, по воскресеньям нам молиться грех.

К слову, мечеть в Подлипках старинная, в 1862 году она уже была в селе. И даже в советское время разрушать ее почему-то не стали. Местного муллы здесь нет, поэтому и мечеть на службу открывается только в воскресенье.

Фото 9 Мечеть Сабантуй.JPG

Местные рассказывают, что когда-то давно село было гораздо больше, чем сейчас: когда перепахивают бесконечные картофельные поля, постоянно находят кирпичные кладки старых домов.
Сегодня Подлипки можно разделить условно на две части: многоквартирные дома и частный сектор. Из социальных благ здесь есть магазин, школа, детский сад, клуб, сельсовет и даже предприятие «Агрохимия».

— Мне кажется, жизнь в Подлипках меняется к лучшему, — говорит местная жительница. — Дороги стали ровнее, а люди — добрее.

Фото 10 Сабантуй Подлипки.JPG

Татары и русские в Подлипках живут дружно и, кажется, уже неотделимо друг от друга. Они настолько сроднились и сжились, что едва не потеряли каждый свою самобытность. Одним практически удалось возродить и собрать по крупицам свою культуру и традиции. Интересно, получится ли это у других?

Большой фоторепортаж смотрите по ссылке.

На Сабантуе побывала Дарья Копосова

Фотографировали Мария Илларионова и Наталья Кратенко

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт