1 балл
24 декабря 2018 11:03
19736

Затерянная Рязань. Военная тайна

Затерянная Рязань. Военная тайна

Всего в 20 километрах от Рязани спрятано от людских глаз место, которое давным-давно само по себе являлось военной тайной. Секретная база ракетного комплекса с романтичным именем «Вега» два десятилетия стояла на страже воздушных рубежей родины. В 1991 году не стало страны, которую она защищала. А вместе со страной расформировали и прославленный зенитно-ракетный полк. «Вегу» вывезли в утиль, людей – списали на свалку истории.

Сегодня здесь все еще теплится жизнь: стоят, прижавшись друг к другу в зимней стуже, пять многоквартирных домов. А местные жители по привычке называют свой дом «воинской частью». Команда YA62.ru отправилась на поиски военной тайны в район села Дашково, чтобы рассказать последнюю в этом году сказку о «Затерянной Рязани».

 

Впрочем, селом Дашково эти места не называют уже с позапрошлого века. Как говорят, современное название Дашки 2-е появилось, чтобы не путать с одноименным микрорайоном Рязани. Но нам нужно чуть дальше, и дабы не сбить с толку водителя автобуса, протягивая ему деньги за билет, лучше говорить «военный городок» или «часть». Привычное название, вероятно, греет душу местным жителям, которые по разным причинам продолжают жить здесь даже после того, как военные из городка ушли.

Фото 1 Кто-то уходит.JPG

Первое упоминание о селе Дашково в окладных книгах появляется в 1676 году. По переписи XIX века здесь было порядка 70 дворов с населением чуть более 600 человек. Что примечательно, в селе стояла Богоявленская церковь, о которой практически нет никакой информации. Вероятно, она не дотянула даже до прихода большевиков к власти.

Фото 2 Разруха.JPG

Славу любой военной части приносят люди, которые в ней служат. Не стал исключением и во всех смыслах особенный военный городок в Дашках 2-х. В 1941 году, в самом начале Великой Отечественной войны, в районе города Осташкова формируется «2-й мотострелковый полк» и сразу же вступает в бой на Западной Двине. За боевые заслуги полк быстро получил звание гвардейского. В 1942 году бойцы были переброшены под Сталинград и вошли в состав 2-й гвардейской армии. Тогда судьба впервые свела знаменитый полк с рязанцем – уроженцем Скопина, Героем Советского Союза, маршалом Сергеем Бирюзовым. Позже в составе 49-й гвардейской стрелковой дивизии под командованием генерала Василия Маргелова полк пошел от Сталинграда до Вены.

Уже в мирное время военнослужащие выполняли интернациональный долг в Венгрии, на Кубе, во Вьетнаме, Египте, Ливии, в Сирии. Шести гвардейцам-однополчанам присвоено звание «Герой Советского Союза». Тысячи стали кавалерами орденов и медалей.

В мае 1973 года полк влился в состав войск Московского округа ПВО с местом постоянной дислокации в Рязанской области, перевооружился на зенитно-ракетный комплекс С-200В «Вега». Сегодня от великой истории и героического полка остались одни руины.

Фото 3 Руины.JPG

Местные жители, кто постарше, вспоминают, как в 90-е годы, когда произошел развал Союза и вместе с ним случилась реорганизация вооруженных сил, славный полк расформировали, а имущество бросили. Люди, жившие в окрестностях и раньше обходившие военную часть стороной, быстро сообразили, что на ее территории есть, чем поживиться. В те голодные годы тащили все, что можно было продать, обменять или использовать в хозяйстве.

– В домах тогда жили одни офицеры с семьями, а в 1997 году на военную базу снова пришли солдатики, – рассказывает местная жительница, улыбчивая пенсионерка. – Организовали учебный центр для курсантов Училища связи. Стало поспокойнее, повеселее. Привычнее даже как-то.

Фото 4 Архив.jpg

– Я был курсантом, и в Дашках 2-х мы проводили полевые выходы и курс молодого бойца, – рассказал нам свидетель событий конца 90-х годов Игорь Кузнецов. – Парни у нас постоянно бегали в поселок. Даже кто-то себе невесту там завел. Поэтому местные пареньки нас не любили и настроены были агрессивно. Да и нам не больно-то и нужно было постоянно в «населенку» выбираться: рядом с частью стояла палатка, там можно было купить все необходимое. Пока служил, было много ярких моментов.

Особенно запомнился вот такой случай. Однажды на территорию стрельбища вышла из лесу старушка. Прямо в зону поражения. Я чуть не поседел тогда! Говорит: ребятки, там в лесу такие грибочки! Еле увели ее с поля боя.

Фото 4.1 Архив военного.jpg

В 2009 году, когда началась очередная волна «военной оптимизации» под руководством Анатолия Сердюкова, военную базу расформировали, а людей – бросили. Военная тайна перестала быть таковой. Теперь это место вовсе не секретное, и пройти на территорию городка можно без труда. Однако спутниковые карты до сих пор не считают это место населенным пунктом: дома без номеров, отмеченные серым цветом, словно складские или промышленные объекты.

– Мы сюда с мужем приехали в начале 80-х годов, – неохотно рассказывает местная жительница, буквально убегая от нас по узкой протоптанной тропе. Как выяснится позже, она спешила в единственный в этих местах магазин, который работает по часам и вот-вот закроется. – Он у меня военный, здесь и служил по распределению. Раньше-то здесь, конечно, лучше было. Веселее как-то. Военные все держали в чистоте: летом улицы мели, зимой – снег чистили. И светло было от фонарей как днем. Ни одного темного угла. А сейчас фонари только возле домов горят. От остановки по темноте ходим, ноги ломаем.

Фото 5 Бабуля.JPG

Раньше на входе в городок стоял действующий КПП, а основная дорога к казармам была закрыта воротами. Сегодня по ней можно беспрепятственно передвигаться, но местные все равно предпочитают по старинке ходить через будку пропускного пункта – говорят, так ближе.

Продуваемый всеми ветрами, без окон и дверей КПП, до сих пор остается словно дверью в другой, отличный от городского, мир.

Фото 6 КПП.JPG

– У нас здесь такой парадокс: людей в домах живет вроде мало, а вот детей – много, – рассказывают местные, которых удается «ловить» на улице (погода нелетная, снег и метель). – Раньше, когда военные здесь были, им выделяли специальный школьный автобус, и всех детей городка возили в школу в Рязань – в поселок Строитель. Теперь такой возможности нет. Вроде как невыгодно возить школьников в город.

По словам местных, теперь образование детей зависит от возможностей их родителей: у кого есть своя машина – возят школьников в Рязань или соседние населенные пункты, в которых расположены более-менее качественные учебные заведения. Для остальных нанимают частника, который доставляет детей в школу поселка Дашки 2-е.

– Там такая школа…сельская… – пытаются подобрать правильные слова наши собеседники. – Детей мало, учителей не хватает. В одном кабинете, например, могут одновременно находиться несколько классов: на первом ряду – первый класс, на втором – четвертый.

Фото 7 Двор.JPG

Всего в военном городке стоит пять жилых домов: три трехэтажки и две двухэтажки. До недавнего времени они выглядели весьма плачевно и не были заселены даже на треть. В прошлом году до жителей части дошел капремонт: починили крыши, обновили фасады. И почти сразу начали переселять сюда многодетных и малоимущих из соседних деревень.

По словам некоторых новоселов, которые довольно неохотно шли на контакт с журналистами, дома только внешне выглядят хорошо – внутри же пришлось делать ремонт.

– Многие сюда до сих пор не переехали, – отметила наша собеседница. – Не хотят, наверное. Мы же здесь живем – всем миром забытые. Трехкомнатную квартиру в одном из домов продают за 600 тысяч, так желающих до сих пор нет.

Фото 8 Дети и елка.JPG

Сегодня в военном городке есть одно рабочее место: продавец в магазине. И занимает его милая девушка, жена офицера. Так же, как многие, приехала сюда с мужем, да так и осталась.

– А куда нам деваться? Нас ведь никто нигде не ждет, – отметила девушка. – Некоторым давали квартиры в Рязани. Но не всем. А нашу недвижимость не продашь за такие деньги, чтобы можно было позволить себе жилье в городе.

Магазин в военном городке – это своего рода место встречи для старожилов. Сюда не столько ходят за покупками, сколько пообщаться за жизнь. За продуктами же местные ездят в Рязань.

Фото 9 Магазин.JPG

Еще, в поселке много собак. Как рассказали местные, животные прибежали в часть из соседней деревни, да так и остались здесь. Несмотря на снегопад, у собак хорошее настроение, а шерсть блестит и лоснится. Подкармливают дворняг всем двором. А детям в радость гоняться со зверьем по сугробам. И никому в голову не приходит их обижать.

Фото 10 Собаки.JPG

Возле одного из жилых домов нам повезло даже встретить человека с оружием! Им оказался мальчишка с игрушечным автоматом. Молодой боец одиноко и сосредоточенно лазал по сугробам. У него-то мы и решили спросить дорогу до заброшенной военной части.

– Это вам по дороге вооон туда надо, – охотно выдал незнакомцам военную тайну юный солдат. – Я и сам хожу туда один.

– А не боишься?

– Нет. У меня же автомат есть. Правда, он игрушечный. А у папы настоящий. У него пули очень далеко летят. Папа у меня – военный!

И была в этих словах искренняя гордость.

Такая же гордость была, наверное, когда-то и у офицеров, которым довелось служить в воинской части под Рязанью. Оттого еще сильнее нагоняет тоску современный заброшенный пейзаж.

Раньше вдоль дороги здесь горели фонари. Они до сих пор стоят, целые и невредимые. В некоторых даже виднеются разбитые лампочки. Здания еще не превратились в руины, но все сложнее с каждым годом отличить учебный корпус от казармы или столовой.

Фото 12 Корпус.JPG

Здесь все еще можно найти дневники военной подготовки и расчетов, заполненные от руки. Тут и там в обломках мебели всплывают таблички с именами реальных людей: тех, кто сидел за этим обеденным столом или нес дежурство по кухне.

Вторые этажи двухэтажных корпусов, по традиции любых «заброшек», сохранились лучше. На стене в уборной еще висит большой осколок зеркала. Зимой он медленно покрывается морозным рисунком – практически все окна в бывших военных зданиях разбиты.

Фото 13 Зеркало.JPG

Место, где 20 лет нес службу прославленный героический гвардейский полк, облюбовали сталкеры, «дозорники», «пейнтбольщики» и другие любители острых ощущений. На обломках сгинувшей славной истории они создают новые, зловещие декорации. Они гласят о том, что «выхода нет» и вошедших «ждет смерть».

Фото 14 Окно.JPG

Ветераны гвардейского зенитно-ракетного полка иногда навещают места своей молодости – бывшую военную базу. Правда, все реже. Тяжело видеть эту разруху и абсолютную бесхозность. Они запомнили часть совсем другой.

– Последний раз, когда я там бывал, у меня возникло стойкое ощущение, что вот здесь и сейчас идет война, – поделился впечатлением подполковник запаса, который пожелал остаться неназванным. – Все разрушено, брошено. А ведь когда-то на эти объекты выделялись огромные деньги. Ну, не нужна стала военная часть, можно же было ее как-то передать гражданским? Поселить людей, открыть школу, музей, водить экскурсии. Но, видимо, это не нужно никому. Бесславно выброшенная история…

Фото 15 Силуэт.JPG

От военной тайны в этих краях ничего не сталось. Разве что робкое недоумение: как можно, гордо заявляя о величии воинов, победивших в войне, выбрасывать не страницы, а целые главы героической истории. Село, ставшее когда-то «городком», в итоге превратилось даже не в деревню, а зону постапокалипсиса с гордой горсткой выживших. Люди «без адреса» каждый день совершают путешествия во времени, проходя сквозь двери разбитого КПП. Там – уничтоженный безразличием секретный объект, а здесь – вроде как светлое будущее, на которое глядит из-за железного забора военный городок, но никак не может добраться.

Фото 16 Дома за решеткой.JPG

Фоторепортаж доступен по ссылке.

По ту сторону мирной жизни побывала Дарья Копосова

Фотографировала Мария Илларионова

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт