5 баллов
20 августа 2019 13:06
16907

Соседи. Очень приятно, Владимир

Соседи. Очень приятно, Владимир

Заключительный эпизод цикла YA62.ru Соседи посвящен древнему Владимиру. Год назад, когда Рязань рвалась в «Золотое кольцо», я уже сопоставлял два города с точки зрения развития туризма. И тогда сравнение, что не удивительно, оказалось не в пользу Рязани. В этом материале туризм будет интересовать меня в меньшей степени, главная цель — сравнить два города с точки зрения комфорта проживания.

 

Рязанский след

В домонгольскую пору Владимир всегда был больше, богаче и значительнее Рязани. Более того, после заката славы Киева именно к Владимиру фактически перешла роль столицы Руси.

Рязань и Владимир в те времена довольно часто воевали, причем рязанцы, как правило, терпели поражения и периодически попадали в зависимость к северному соседу. Особенно досталось Рязани от знаменитого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. Он не раз нападал на рязанские земли, а в 1208 году и вовсе сжег наш город дотла.

После вторжения монголо-татар слава Владимира сильно померкла, и он постепенно утратил все свое могущество. А Рязань, наоборот, усилилась и на протяжении нескольких веков вплоть до окончательного подчинения Москве играла существенную роль на северо-востоке Руси. Правда, именно на Владимир ее влияние никогда не распространялось.

С самых древних времен Рязань многое связывает и с Муромом — ныне городом во Владимирской области. Неслучайно долгое время существовало Муромо-Рязанское княжество, в котором сначала явно главенствовал Муром, а уже затем пальму первенства перехватила Рязань.

Другой связующей нитью между двумя городами в конце XIX века стала Рязанско-Владимирская узкоколейка. Правда, уже во второй половине XX века ниточка эта оборвалась в Туме. И по сей день до этого поселка в Клепиковском районе можно доехать из Владимира на поезде, правда уже по широкой колее. А что произошло с участком узкоколейки от Тумы до Рязани, вы и сами прекрасно знаете.

1 узкоколейка мост через клязьму во владимире.jpg

 

Площадь позора

Все мы знаем, что Владимир — один из главных туристических центров в России, неофициальная столица «Золотого кольца». Ежегодно сюда приезжают миллионы туристов со всей страны и из разных уголков мира. Основной «точкой входа» в город является Вокзальная площадь — именно здесь располагаются железнодорожный и автобусный вокзалы.

Ничего хорошего про это неухоженное, запаркованное пространство сказать нельзя. Первая мысль, которая возникает при выходе из здания вокзала, — развернуться и уехать обратно. Что для туристического города является полнейшим провалом.

2 вокзальная площадь владимира.JPG

Владимирским властям неплохо было бы доехать до Тамбова, чтобы уяснить, как город должен встречать гостей.

 

Атмосферная улица Урицкого

Туристическая ценность городов заключается не столько в количестве дошедших до наших дней отдельных архитектурных памятников, сколько в сохранности целых улиц и архитектурных ансамблей. Если город дает вам возможность путешествовать во времени — незаметно перемещаться из сталинских времен в Средневековье, потом оказываться на уютной улочке XIX или XVIII века, то он вам интересен. Если же от каждой эпохи остались одни огрызки, перемежаемые многоэтажками и убогими торговыми центрами с кричащей рекламой, в таком городе туристу делать нечего.

Владимир по российским меркам сохранился очень хорошо. А значит, и гулять по нему одно удовольствие.

Как раз рядом с позорной Вокзальной площадью располагается одна из таких симпатичных «законсервированных» улочек — улица Урицкого. Здесь хорошо сохранилась деревянная застройка прошлого и позапрошлого веков.

3 улица урицкого владимир.JPG

В целом по сохранности деревянной застройки Владимир сильно превосходит Рязань, в которой деревянные дома воспринимаются как сараи, созданные для поджога и сноса.

3А деревянная застройка владимира.JPG

 

Пешеходы

Другой особенностью Владимира, отличающей его от среднего российского города, является относительная забота о пешеходах. Город совсем не идеален с этой точки зрения, но хотя бы тех ужасов, которые встречаются в Туле или Липецке, здесь нет. Гуляя по Владимиру, ты не сталкиваешься с внезапным исчезновением тротуара или перетеканием его в парковку, не врезаешься в идиотский забор, не делаешь полукилометровые крюки в поисках перехода.

4 пешеходы во владимире.JPG

При этом нельзя не отметить отдельные проблемные места в городе. Главное среди них — это Золотые ворота, памятник ЮНЕСКО и одна из главных достопримечательностей города. Они расположены по центру оживленной дороги, и перейти к ним можно лишь с одной стороны. При этом движение здесь настолько интенсивное, что и этот переход таит угрозу для жизни.

5 золотые ворота во владимире.JPG

Другим местом издевательства над владимирцами (как пешеходами, так и автомобилистами) является участок улицы Гагарина от Большой Московской до Княгининской. Здесь по обе стороны располагаются пешеходная зона, сквер и несколько крупных торговых комплексов. То есть место очень многолюдное. При этом зебру через улицу Гагарина власти нарисовать забыли. В итоге люди массово выходят на проезжую часть перед автомобилями.

Кстати, расстояние между пешеходными переходами на этом участке больше 300 метров, что является нарушением ГОСТа по переходам в населенных пунктах.

6 пешеходы перебегают дорогу во владимире.JPG

И еще по теме ГОСТов. Владимирским властям вслед за Москвой, похоже, удалось сломать систему и победить «товарища гаишника». Я об уменьшенных знаках в историческом центре города. Посмотрите, насколько аккуратнее выглядит улица, когда ее не замусоривают гигантские куски жести.

6А уменьшенные дорожные знаки.JPG


Рельеф и виды

Владимир благодаря своему расположению на высоком берегу реки Клязьмы изобилует смотровыми площадками, откуда открываются захватывающие дух виды.

7 смотровые площадки владимира.JPG

Правда, есть одно большое «но». При отличных пейзажах горожане фактически не имеют доступа к реке. Он уже более 100 лет наглухо перекрыт железной дорогой, идущей прямо вдоль берега. И это очень большой минус Владимира.

8 железная дорога во Владимире.JPG

 

Закопанная Лыбедь

Примечательно, что до 60-х годов через центр Владимира текла небольшая речка под названием Лыбедь, но потом ее убрали в коллектор (ничего вам не напоминает?).

Несколько лет назад по лыбедскому руслу проложили автомагистраль.

9 лыбедская магистраль владимир.JPG

Сразу скажу, что смысла в этой дорогущей стройке не больше, чем в планируемой к строительству хорде между Северной окружной и «Барсом» в Рязани.

Очевидно, что основная задумка владимирских властей была в том, чтобы разгрузить главную улицу города — Большую Московскую, которая проходит через основные городские достопримечательности. Судя по интенсивности движения на обеих дорогах — ничего не вышло. Большая Московская как была шумной и неприятной, так и осталась, а на Лыбедской магистрали ни днем, ни вечером мощного транспортного потока я не заметил.

10 большая московская владимир.JPG

Может, властям Владимира стоило бы подумать об успокоении трафика на Большой Московской — о сужении проезжей части, создании велодорожек, выделенок для общественного транспорта, установке новых светофоров. Тогда транзитный поток сам собой уйдет с Большой Московской и переместится на созданную для этого Лыбедскую магистраль.

Хотя даже при таких мерах строительство объездной по своему смыслу дороги в самом центре города — решение, мягко говоря, спорное. А если называть вещи своими именами — глупое и бессмысленное.

Поэтому рискну сделать прогноз: в ближайшие 20–30 лет, когда поколение «автомобильных» чиновников уйдет, а на их место придут люди, которые будут заботиться о людях, а не о машинах, река Лыбедь будет возвращена владимирцам. Ее выпустят из коллектора, а на обоих берегах появится крутое общественное пространство, в котором будет проводить время весь город. Что будет с Лыбедской магистралью? Ее демонтируют, оставив только узкий технический проезд для разгрузок в местных кафешках.

Почему я так уверен в подобном сценарии? Все очень просто. Эти процессы — снос эстакад, развязок, скоростных дорог в центрах городов — уже давно начались в развитых городах. Дойдет это веяние и до нас. Просто, как это обычно бывает с Россией, на пару десятилетий позже.

А теперь примеры. Вот так сделали в Париже:

10А снос эстакады в париже.jpg

А вот так — в Марселе:

11 снос эстакады в марселе.jpg

А теперь непосредственно то, что ждет владимирцев. Несколько десятилетий назад через центр Сеула прорубили скоростную автомобильную магистраль, а протекавшую на ее месте речку убрали в трубу.

12 магистраль в сеуле.jpg

Проект был сложный и дорогущий, проблему пробок он, конечно же, не решил, зато привел к ухудшению качества жизни горожан. Тогда сеульские власти собрали волю в кулак, снесли эстакаду, а речку вернули из-под земли. Теперь там как-то так:

13 парк и речка в Сеуле.JPG


Живой троллейбус и чадящие автобусы

От темы магистралей давайте перейдем к общественному транспорту. Если кратко, во Владимире он жив и здоров.

В очень хорошем ритме работает троллейбус. Некоторые маршруты ходят в часы пик с интервалом около пяти минут. Подвижной состав не суперновый, но вполне приемлемый. Во всяком случае, ведер с гайками рязанского образца вы здесь не встретите. 

14 владимирский троллейбус.JPG

С автобусами все намного сложнее. Во Владимире автобусные перевозки в большинстве своем отданы на откуп частникам, которые возят пассажиров пусть и в больших, но очень старых дизельных автобусах. Порой они представляют из себя настоящие чадилки на колесах. Даже страшно представить, сколько выбросов в городскую атмосферу делают эти престарелые дизельные монстры.

15 владимирский автобус.JPG

Главным плюсом транспортной системы Владимира является почти полное отсутствие маршруток. В городе есть только один маршрут, который обслуживается микроавтобусами.

16 маршрутки во владимире.JPG

Хочется отметить и остановки. Они сделаны в едином стиле. На них всегда присутствует название остановки, а иногда и схема движения городского транспорта. Кроме того, на остановках с большим пассажиропотоком установлены дополнительные лавочки (забота о старшем поколении).

17 остановки владимир.JPG

 

Газоны, асфальт и благоустройство

Владимир — город очень опрятный. Здесь хорошо заботятся о фасадах домов, чистоте улиц, состоянии озеленения. По качеству газонов владимирские власти и вовсе чемпионы. Такой аккуратной растительности не встретишь и в Саранске.

18 газоны во владимире.JPG

Парки и скверы в городе тоже либо в хорошем, либо в удовлетворительном состоянии. В центре города какую-то разруху и встретить просто нереально.

19 парки владимира.JPG

Владимирский ЦПКиО тоже неплох, и в целом находиться здесь скорее приятно, чем нет. Однако и равняться на этот парк точно не стоит. Все-таки это пусть и аккуратное, но довольно архаичное общественное пространство с дорожками, лавочками и разноцветными аттракционами. Не более.

20 цпкио владимира.JPG

Есть во Владимире и разочаровывающие места. Например, парк Добросельский. Он производит впечатление заброшенной территории и сильно диссонирует с окружающими его довольно благоустроенными улицами.

21 добросельский парк во владимире.JPG

 

За Клязьмой

Большая часть Владимира вместе со всеми историческими достопримечательностями располагается на левом берегу Клязьмы, но город продолжается и за рекой. На правобережье находится жилой микрорайон Коммунар, областная больница и Загородный парк.

С «большим Владимиром» «правобережье» соединяется трехполосным мостом 850-летия Владимира. На нем, кстати, организовано весьма диковинное для Рязани реверсивное движение.

22 мост 850-летия владимира.JPG

С него же можно насладиться открыточными видами на город.

23 достопримечательности владимира.JPG

Сам микрорайон Коммунар — это многоэтажки, построенные фактически в Мещерском лесу, поэтому кое-где здесь даже сохранились сосны во дворах. Смотрится очень круто.

24 сосны в микрорайоне коммунар.JPG

В Коммунар ходит большое количество автобусов, а когда-то ходил и троллейбус, но после реконструкции моста в 2001–2003 годах провода сняли да так на место и не вернули. Что, конечно, печалит.

А вот район и его застройка скорее радуют. Главным образом своей среднеэтажностью. Пяти-, шести- и семиэтажки в отличие от столь популярных в Рязани высоток в 20+ этажей создают гуманную среду. На тебя перестают давить бетонные стены, количество машин во дворе уменьшается в разы, да и само дворовое пространство становится уютнее и ближе.

25 микрорайон коммунар во владимире.JPG

В Коммунаре (как и в некоторых других районах Владимира) очень интересная организация мусорных площадок. Они здесь в большинстве своем закрытые и открываются ключом или при помощи кодового замка. Таким образом решается вопрос с антисанитарией и животными, растаскивающими мусор, а также несанкционированным сбросом отходов посторонними людьми.

26 мусорки во владимире.JPG

Примечательно, что и новостройки в Коммунаре возводятся с нормальной этажностью. Одна из таких семиэтажек — дом №19Ж по улице Центральной — уже издалека привлекла мое внимание. Во-первых, своим приятным видом и спокойными цветами фасада, во-вторых, конфигурацией в виде буквы «О» с внутренним двором и парковкой снаружи здания. 

27 новостройка в коммунаре ГОРИК.JPG

Я подумал, что если внутри двора еще и не будет машин, а подъезды будут выходить на обе стороны, то этот дом можно будет приводить в пример. Но нет, внутри двора меня ждала классика жанра — запаркованное безжизненное пространство с небольшим пятачком под детскую и спортивную площадки.

28 двор в новостройке в коммунаре.JPG

В общем, владимирские застройщики пока только на пути к пониманию комфортного жилья.

 

Туристы и платная парковка

Нельзя сказать, что Владимир чрезмерно автомобилизированный город или что здесь творится такая же парковочная вакханалия, как в Пензе или Липецке. Однако вопрос платной парковки тут уже явно назрел. В историческом центре, особенно на улицах, примыкающих к Большой Московской, запаркован каждый квадратный сантиметр. Кое-где машины ставят уже в два ряда.

29 парковки в центре владимира.JPG

Поделюсь личной историей. Год назад при подготовке материала про Рязань и «Золотое кольцо» я приехал во Владимир на автомобиле. Тогда добрый час, а может и больше, ушел на то, чтобы найти место для парковки. В итоге мы, потеряв уйму времени, все же засунулись в какую-то щель. С тех пор я для себя решил, что, пока во Владимире не организуют систему платной парковки, на автомобиле я сюда ни ногой.

Возвращаясь к введению платной парковки. Да, она ударит по кошельку клерков, привыкших ездить из спального района в офис в центре города. Многих из них эта мера вынудит отказаться от каждодневного использования автомобиля в пользу общественного транспорта. Но! Если в Рязани запихиваться с утра в маршрутку в Дашково-Песочне, Канищеве, Кальном не пожелаешь и врагу, то поездка на владимирском транспорте с такими унижениями не сопряжена (да, я проверил на себе, причем и в утренний, и в вечерний час пик). А поэтому офисные служащие сильно не пострадают. Особенно с учетом последних исследований, согласно которым если ты проезжаешь меньше 17 км ежедневно, то выгоднее пользоваться такси.

 

Самый приятный

Владимир стал седьмой и последней остановкой путешествия YA62.ru по городам — соседям Рязани. И по моим личным ощущениям, это самый комфортный город среди участников проекта «Соседи». Владимир ничем существенно не раздражает. Здесь просто приятно провести выходные, да и наверняка жить тут по российским нестоличным меркам тоже хорошо и удобно. А значит, нам, рязанцам, остается только завидовать…

 

Вердикт

Жить во Владимире намного комфортнее, чем в Рязани.

 

Владимир. Краткая информация

Дата основания: 990 год.
Численность населения: 357 907 жителей.
Площадь: 137 кв. км.
Расстояние от Рязани (по прямой): 172 км.
Расстояние до Москвы: 180 км.
Глава администрации: Андрей Шохин (в должности с апреля 2011 года).
Цена проезда в троллейбусах: 23 рубля.
Цена проезда в автобусах: 24 рубля.

 

Большой фоторепортаж из Владимира доступен по ссылке.

Текст и фото: Александр Мойсеюк

Также в материале использованы фотографии Аркадия Гершмана

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт