Пробок нет
21 декабря 2020 10:16
37355

Грекопадение

Грекопадение

В четверг, 17 декабря, состоялась ежегодная пресс-конференция Владимира Путина, в ходе которой президент России отвечал на вопросы журналистов из разных регионов страны. Одним из самых ярких стало выступление рязанки Александры Безукладовой, которая попросила Путина присвоить звание Героя России одному из местных чиновников — вице-губернатору Игорю Грекову.

Руководительница «МК в Рязани», держа в руках плакат с надписью «Я беременна», рассказала президенту трогательную историю о том, как Греков спас семь человек во время взрывов военной части под Скопином и получил контузию, а значит — достоин звания героя. Путин обещал посмотреть, что же это за чиновник такой — Игорь Греков.

Однако уже в день конференции информационное поле Рязани наполнилось сомнениями: действительно ли вице-губернатор такой супергерой, ведь раньше информация о семи спасенных нигде не звучала, да и бригада пожарных, которая эвакуировала жителей из военного городка, утверждает, что никакого Грекова в эпицентре не было. Сомнительную тему быстро подхватили федеральные издания. И вот фамилии Грекова и Безукладовой стали звучать в эфире «Первого канала», но далеко не в героическом контексте.

В этом материале мы расскажем, кто такой Игорь Греков, и попытаемся разобраться, кто мог заставить рязанских журналистов выпрашивать у Путина медаль героя для чиновника.


Бэтмен ростовский

Игорь Греков приехал в Рязань в 2017 году на должность вице-губернатора Рязанской области, так сказать, в помощь новому главе региона Николаю Любимову. Прибыл он из Ростовской области, где родился, вырос и построил карьеру. В Ростове он работал юристом в коллегии адвокатов и несколько лет преподавателем в техническом вузе. В мае 2017 года был назначен советником Николая Любимова, а спустя полгода и вице-губернатором. Несмотря на то, что Греков позиционирует себя как человека непубличного (он не дает комментарии и отказывается от интервью), с заявлениями он выступает, а сообщения о его героических поступках появляются в СМИ с завидной регулярностью.

Тяга к геройству началась у Игоря Михайловича еще в Ростовской области. В 2014 году, когда в Россию хлынули беженцы с Украины, Греков лично приютил в своем доме и обеспечил жильем более 600 человек. Местные СМИ называли Грекова одним из добровольцев в вопросе приюта для беженцев, однако личное внимание президента Путина досталось тогда губернатору Ростовской области Василию Голубеву, вероятно, пройдя мимо доблести Грекова.

Приехав в Рязань, Игорь Михайлович своего героического чутья не растерял: так уж складываются обстоятельства, что где опасность — там Греков. Например, в мае 2018 года на одном из прудов в Рязани произошел случай: в воду упал двухлетний ребенок. В тексте первоисточника говорится, что на крик матери прибежал мужчина, который и спас малыша. Как оказалось, женщина не сразу узнала спасителя, но, когда поняла, что это Игорь Греков, направила в МЧС письмо с благодарностью и просьбой наградить героя.

Фото 1 Вице-губернатор Игорь Греков.jpg

7 октября 2020 года в Рязанской области снова произошло ЧП — на военной базе в Скопинском районе загорелся склад с боеприпасами, которые начали взрываться, буквально бомбя местное население. Вскоре в СМИ появилась информация о том, что на место прибыл и вице-губернатор Игорь Греков. В классических новостях было написано о том, что чиновник собрал совещание в штабе, чтобы определиться с последовательностью действий. В это же время продолжалась эвакуация граждан из эпицентра взрывов — поселка Желтухинский.

Однако на следующий день в некоторых СМИ появилась информация о том, что Греков спас во время эвакуации пожилую женщину. А еще двоих он вывел из горящих домов вместе с руководителем аппарата правительства Виталием Игнатенко.

Стоит отметить, что и это геройство вице-губернатора прошло довольно тихо на фоне всеобщего бедственного положения жителей военной части и ближайших деревень, которые лишились жилья и средств к существованию.

Игоря Грекова не берет ни вода, ни огонь, ни даже коронавирус. В начале апреля, когда в Рязанской области свирепствовал режим самоизоляции, именно вице-губернатор поехал разговаривать с жителями сел Заокского и Коростова о необходимости введения усиленных ограничительных мер по въезду и выезду из населенных пунктов. Удивительно, но спустя сутки после хождения Грекова в народ власти решили снять там карантин. А в декабре чиновник и вовсе решил окунуться в тему коронавируса, что называется, с головой и без тени сомнений посетил «красные зоны» четырех рязанских медучреждений.

Греков, вероятно, любит не только рисковать, но и получать за это признание. Тяга к наградам просматривается по списку его достижений: награжден орденом Дружбы, благодарностью председателя Государственной думы Сергея Нарышкина, знаком губернатора Ростовской области «За милосердие и благотворительность», а также патриаршим знаком храмостроителя от РПЦ.

Можно предположить, что в перечне наград Игорю Грекову не хватало только одного — личного признания Владимира Путина. И исправить это досадное упущение, вероятно, должны были подконтрольные правительству Рязанской области журналисты, которых и отправили на пресс-конференцию с Владимиром Путиным. Но что-то пошло не так...


«Я беременна» и «Взрыв на арсенале»

17 декабря, как уже было сказано, состоялась ежегодная пресс-конференция Владимира Путина, на которую, в числе прочих журналистов изданий Центрального федерального округа, попали два представителя одной конторы ООО «Рязанские порталы» Александра Безукладова и Антон Насонов. Технически они представляли два издания — «МК в Рязани» и интернет-ресурс «62 Инфо» соответственно, но формально это одна структура, полностью подконтрольная правительству Рязанской области и, как следствие, вице-губернатору Игорю Грекову. Сама Александра Безукладова состоит в браке с начальником управления проектной деятельности аппарата правительства Рязанской области Денисом Безукладовым, начальниками которого, по сути, являются и губернатор, и вице-губернатор.

Фото 2 Рязанская журналистка Александра Безукладова.png

На пресс-конференцию Александра Безукладова приехала с плакатом «Я беременна», чем и привлекла к себе внимание. Однако вопрос ее никак не был связан с беременностью.

Девушка, обращаясь к Владимиру Путину, заявила, что не все чиновники воруют, есть и те, которые готовы рискнуть всем ради спасения жизни других людей. После чего пересказала трогательную историю о том, как вице-губернатор Греков героически спас семерых человек — стариков, женщин и детей — во время пожара в военной части под Скопином. Рассказала, как Греков получил контузию, но продолжил спасение людей, рискуя собственной жизнью. После чего попросила президента дать Грекову звание Героя России.

Пока рязанское журналистское сообщество сводило дебет с кредитом, пытаясь понять, откуда взяли семеро спасенных, ведь ранее их было заявлено значительно меньше, сам Греков уже дал комментарий ТАСС.

— Я не считаю свой поступок геройским, потому что делал то, что должен. Уверен, так поступили бы многие на моем месте. Я помогал тем, кто во мне нуждался. Думаю, что для звания Героя России оценка моих действий преувеличена, я недостоин этой награды, — сказал он.

А спустя еще непродолжительное время выступили пожарные, спасавшие людей во время взрывов в воинской части под Скопином. По их словам, Грекова не было на территории части с 13:30 7 октября до 11:00 8 октября.

— Мы честно выполняли то, что необходимо делать. Было страшно, было очень страшно, но этих людей не было. Нами была создана группа по эвакуации населения. Грекова не было, — рассказал один из мужчин.

Когда неразбериха с вопросом о том, спасал ли Греков хоть кого-нибудь на пожаре в военной части, стала беспросветной, к этой истории подключились федеральные СМИ. Кто-то просто высмеивал ситуацию, как это сделал Иван Ургант в своем шоу, налепив на ноутбук картинку «Я беременна», якобы для привлечения внимания президента. Кто-то пытался проанализировать, для чего был весь этот фарс перед президентом, настолько ли Греков влиятельная в регионе фигура, и не отстает ли от него сам губернатор Любимов.

18 декабря в ряде СМИ, подконтрольных правительству Рязанской области, появилось видео, на котором жительница военного городка Валерия Ремизова утверждает, что ее вместе с детьми спас вице-губернатор Игорь Греков. Видеозапись вызвала большой резонанс в соцсетях. Абсолютное большинство пользователей выразили сомнение в искренности девушки.

Позже выяснилось, что два месяца назад эта же девушка общалась с журналистами «Новой газеты». Тогда она рассказала, что ей в дверь постучались соседи, после чего она выбежала с детьми на улицу. Про «героизм» вице-губернатора она «умолчала».

— Я дома с детьми была, мы даже не поняли, что это взрывы, — подумали, что это порох жгут, у нас бывает такое. Поэтому мы значения этому не придали, пока соседи не начали стучать в дверь квартиры: «Выходите, мы взрываемся».

И вот в этот момент мы испугались, взрывы были нормальные, не тихие, а я была с грудным ребенком и девочкой восьми лет, я давай их одевать, потом выбежали и уехали. Дети испугались, заплакали, я позвонила маме, чтобы с бабушкой выходили, мол, на трассе детей ссажу и за ними поеду. Но мама потом позвонила, сказала, что на попутке приедут, — рассказала Ремизова журналистам в октябре.

Журналист YA62.ru связался с другими жителями военного городка, которые находились в момент бомбардировки снарядами в эпицентре. Они также подчеркнули, что в момент эвакуации Грекова на территории части они не видели и спасение людей происходило силами пожарных воинской части.

— Насколько мне известно, Ремизова и вовсе уехала сама на своей машине, — прокомментировала местная жительница.

18 декабря известному тележурналисту Андрею Караулову удалось дозвониться до Грекова, чтобы задать ему вопрос о спасенных людях и о том, зачем вообще Александра Безукладова попросила у Путина звание героя для него. В ответ Греков сказал, что истинных мотивов поступка Безукладовой он не знает, но предположил, что девушка таким образом решила добиться для своего мужа — сотрудника правительства Рязанской области — карьерного роста.

И, казалось бы, это неплохой повод для закрытия темы. Ну, спас Греков людей, да кто там их считал, скольких он из огня вытащил? Ну, попросила наивная журналистка по доброте душевной и, возможно, по собственной глупости наградить непризнанного героя. Посмеялись и забыли. Если бы не одно «но»: плакат в руках коллеги Безукладовой Антона Насонова с надписью «Взрыв на арсенале». И история начинает играть совсем другими красками.

Фото 3 Антон Насонов на пресс-конференции Путина.jpg


Кто заставил журналистов

Теперь эта история не выглядит как спонтанный акт и душевный порыв Безукладовой, чем бы там она, предположительно, ни руководствовалась — личной симпатией к Грекову или желанием продвинуть мужа по карьерной лестнице. Теперь мы предполагаем, что это была заранее спланированная акция проправительственных журналистов с одной-единственной целью — подсветить в позитивном ключе Грекова перед Путиным.

Получается, что правительство Рязанской области, у руля которого стоят как минимум губернатор Николай Любимов и, как проанализировали коллеги из телекомпании «Дождь», не уступающий ему по своему политическому весу вице-губернатор Игорь Греков, отправляют на пресс-конференцию с президентом двух подконтрольных журналистов формально разных изданий. Принимая во внимание, какой вопрос задала Безукладова и что за плакат держал в руках Насонов, можно предположить, что спич про звание героя для Грекова у них был один на двоих. Неважно, кому бы из них выпала честь общаться с президентом, — итог был бы один.

Конечно, можно предположить, что если бы право говорить досталось Насонову, то он бы спросил что-то другое о взрывах на военном арсенале. Но парадокс в том, что ему это право досталось сразу же после Безукладовой и говорил он не про Скопин, вопреки своей же табличке.

Поверить в то, что журналисты, какими бы проправительственными они ни были, задавая вопрос Путину, будут по своей воле просить медаль для чиновника, — очень сложно. К примеру, того же Антона Насонова журналистское сообщество Рязани знает как хорошего профессионала, неравнодушного к проблемам людей. Еще сложнее поверить, что подконтрольные правительству области журналисты повезут президенту вопросы, не согласовав их предварительно со своим непосредственным руководством. А руководством Безукладовой и Насонова являются как максимум глава региона и его правая рука, как минимум — региональный «минтерпол» и пресс-служба губернатора.

Мы предполагаем, что вопрос о героизме Грекова был придуман представителями правительства Рязанской области, и, возможно, вице-губернатором лично.

В журналистских кругах давно ходят разговоры, что Игорь Греков уже не первый год пытается «засветить» свою персону перед президентом, однако ему все время мешают обстоятельства. Вероятно, история с героическим спасением людей под бомбежкой в мирное время показалась авторам идеи максимально подходящей.

Редакция YA62.ru, исходя из сообщений своих источников, знакомых с ситуацией, предполагает, что журналистов Насонова и Безукладову могли вынудить задать вопрос о присуждении звания Героя России Игорю Грекову. Возможно, им угрожали увольнением из СМИ, возможно — чем-то еще более серьезным. В связи с этим мы просим прокуратуру Рязанской области и Следственный комитет провести проверку, опросить Насонова и Безукладову и установить, имело ли место давление на журналистов со стороны органов власти.

Также мы обращаемся к губернатору Рязанской области Николаю Любимову с просьбой отреагировать на скандальную ситуацию со своим заместителем. По нашему мнению, столь долгое молчание первого лица региона в такой ситуации выглядит уже неприличным и косвенно подтверждает предположения многих журналистов, что истинным руководителем Рязанской области является совсем не Любимов.


«Эффект Грекова»

Сейчас мы можем только предполагать, хотела ли автор вопроса Путину выставить Грекова в героическом свете, или этого жаждал сам чиновник, но в итоге эффект получился прямо противоположный. Назовем его «эффект Грекова» — когда из, казалось бы, безобидного вопроса президенту вытекают плачевные для героя последствия.

Журналистку Безукладову и чиновника Грекова высмеял даже пропагандист Владимир Соловьев, который в эфире своей программы прямо усомнился в «подвигах» вице-губернатора. Позже с требованием «наказать» Безукладову за ложь президенту выступил член Общественной палаты Александр Малькевич. 

И даже в программе «Время» на «Первом канале» обсудили ситуацию вокруг Игоря Грекова, подчеркнув, что «история эта, как и тысячи других, пришедших в виде обращений к президенту, обязательно будет проверена. И выводы по ней, как и по остальным, сделаны. Точнее, уже делаются».

Одной из последних новостей, в которой фигурирует фамилия Грекова, стала заметка федерального издания РИА ФАН. Она и вовсе имела эффект разорвавшейся бомбы. В ней говорится следующее: «Человек с данными, полностью совпадающими с данными вице-губернатора Рязанской области Игоря Грекова, в 2001 году был судим по ст. 159 ч. 3 (б) («Мошенничество в крупном размере»). Октябрьский районный суд Ростова-на-Дону приговорил мужчину к трем годам лишения свободы». Пресс-секретарь губернатора Рязанской области Денис Арапов отказался комментировать информацию о возможной судимости вице-губернатора региона Игоря Грекова, назвав ее «слухами».

Журналист YA62.ru пытался связаться с Игорем Грековым, чтобы взять его комментарий по сложившейся ситуации, однако сделать этого не удалось. В пресс-службе правительства Рязанской области ответили, что вице-губернатор не дает комментариев в принципе. Отметим, что позиция «непубличности» первого после губернатора чиновника региона кажется нам абсурдной.  

Остается только ждать, какие еще подробности об Игоре Грекове откроются в ближайшее время благодаря журналистам, задавшим вопрос президенту. В любом случае теперь Владимиру Путину будет что почитать о таком «непубличном» вице-губернаторе Рязанской области.

Михаил Агиров

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт