5 баллов
05 марта 2024 13:18
18982

«Ноги повисли на проводах». Рязанец не донес бомбу до храма, где отпевали лидера ОПГ

«Ноги повисли на проводах». Рязанец не донес бомбу до храма, где отпевали лидера ОПГ
Ранняя весна, Рязань, исторический центр города. На площади возле Вознесенского храма яблоку негде упасть – как будут говорить позже в криминальных хрониках, собрались «лучшие люди страны», чтобы проститься со своим лидером. Одна за другой подъезжают машины с номерами других регионов. Будущие крупнейшие коммерсанты Рязани и депутаты законодательного собрания приносят соболезнования семье покойного. В этой суматохе и настроениях скорби никто и не заметил бы непримечательного молодого человека с дипломатом. Он должен был просто поставить кейс в храме и уйти. Но не успел. Когда рязанец уже шел к церкви, хозяин одного из припаркованных рядом автомобилей пиликнул брелоком сигнализации.

Раздался взрыв. Дипломат разорвало в клочья, молодому человеку, который нес чемоданчик в храм, оторвало ноги, и они повисли на проводах. Толпа кинулась к нему, но добиться от умирающего в агонии парня имени заказчика не удалось.

Шел 1994 год. Война влиятельнейших рязанских ОПГ – Слоновской и Айрапетовской – достигла своей кульминации.

В предыдущем материале мы рассказали о подростковых бандах 80-х. А теперь журналист YA62.ru поговорила с экспертами криминальной хроники 90-х годов, чтобы понять, какие причины привели к трагической истории возле Вознесенского храма, в результате которой погиб рязанский футболист.

 

«Губернатор будет мешать – грохнем и губернатора»

Бывший следователь и криминалист Дмитрий Плоткин, который вел уголовные дела знаменитых рязанских ОПГ, уверен: чтобы понимать причины появления организованных преступных группировок в России и их мотивы, нужно начать с истории Советского Союза.

– Вот, представьте: СССР, советская власть, – объясняет Плоткин. – Все трудоустроены, заводы работают. Да, люди получают в среднем небольшие зарплаты, но на жизнь хватает. У всех одинаковые стенки в квартирах, в магазин пойдешь – можно купить продукты. Да, за колбасой в Москву приходилось ездить, даже поговорка такая была про электричку Рязань – Москва, что она с белой полосой и пахнет колбасой. Но в целом люди были уверены в своем будущем: закончил школу, сходил в армию – устроился на завод. Стабильность. И тут наступают 90-е, и все меняется, и система устройства страны ломается. Встают заводы. Продукты исчезают из магазинов. Помню, был в командировке в Липецке, зашли в магазин, а там только черный хлеб и баночки с морской капустой. А у нас, в Рязани, захожу как-то в продовольственный на Дзержинского, а там – вообще пустые полки. Даже черного хлеба нет. Работать негде, есть нечего. Люди заканчивают школы, возвращаются из армии, выходят из мест лишения свободы – куда им податься? Начали формироваться ОПГ.

В это же время в стране стали появляться челноки и первые коммерсанты – люди, обладающие предпринимательским талантом. У них получалось крутиться так, чтобы зарабатывать деньги. Образовавшиеся к тому моменту преступные группировки начали коммерсантов, что называется, доить. По словам Дмитрия Плоткина, из всех сразу выделилось две значимые ОПГ – Айрапетовская во главе с Виктором Айрапетовым и Слоновская во главе с Николаем Ивановичем Максимовым.

Фото 1 Слоновская ОПГ во главе с Николаем Ивановичем Максимовым.jpg

– Вячеслав Ермолов по прозвищу Слон не был главным лидером Слоновской группировки, но при этом был фигурой значимой, устрашающей, и его сделали, что называется, визитной карточкой, – объясняет бывший следователь. – Обе группировки начали окучивать коммерсантов, разделив город фактически пополам.

Кроме того, как утверждает Дмитрий Плоткин, во многих районах у рязанских ОПГ были свои филиалы. Так как законодательство страны еще не перестроилось под новые реалии, преступники чинили серьезный произвол, запугивая предпринимателей. Люди исчезали бесследно, многих до сих пор не удалось найти. Они убивали непокорных, чтобы другим неповадно было, а потом приходили к предпринимателям и говорили интеллигентно: «Здравствуйте, мы от Слона. Будем вас охранять». Вроде бы в словах угрозы нет, но всем предельно ясно, что отказываться от «услуги» нельзя, иначе она будет стоить не денег, а жизни.

– Чтобы объяснить цели рязанских ОПГ, я расскажу одну историю, которая хорошо характеризует стремления руководителей преступного мира, – говорит следователь. – Когда Слона привезли в УБОП по одному из эпизодов, он зашел и удивился: мебель старая, разбитая, старинный наполовину сломанный телефон. Ермолов сел на стул, ножки подломились, и стул развалился. Слон поднялся и сказал: ребята, когда мы придем к власти, у вас и стулья будут хорошие, и телефоны. И цель у них действительно была войти во власть, стать руководителями области. Один из молодых членов Айрапетовской группировки – его побаивались даже старички – так и заявлял: губернатор будет мешать – грохнем и губернатора.

Но до этого не дошло.

Фото 2 Руководитель Айрапетовской ОПГ Виктор Айрапетов Своя колокольня.jpg

 

Ищите женщину?

Исторически так считается, и именно эта версия часто повторяется в СМИ, что причиной затяжного кровавого конфликта слоновских и айрапетовских стала женщина. А точнее – стриптизерша одного из клубов, которую не поделили Вячеслав Ермолов и Виктор Айрапетов. Эту версию озвучивает и бывший следователь Дмитрий Плоткин.

– У каждой группировки были свои точки сбора, где они отдыхали и развлекались, – рассказывает собеседник издания. – У слоновских это был ресторан «Презент» в кинотеатре «Октябрь». Зимой 1993 года «слоны» отдыхали в этом ресторане, и туда же пришел Виктор Айрапетов со своими ребятами. Зацепился со Слоном из-за женщины, вышли на улицу выяснять отношения, и боксер Айрапетов избил Ермолова. По мнению слоновцев, такое унижение прощать было нельзя.

Журналист и главный редактор интернет-газеты «Своя колокольня» Михаил Комаров, досконально изучивший материалы уголовных дел по рязанским ОПГ, рассказывает эту версию еще более детально.

– Это официальная красивая версия, в которой ситуация, якобы, сложилась как в Трое, когда мужчины развязали войну из-за женщины, – говорит Михаил Комаров. – Но здесь надо понимать, каким был Виктор Айрапетов. Он был не только человеком невероятной физической силы и мог креститься с 38-килограммовой гирей в руке. Он был еще и невероятно умный, голова. Тот конфликт со Слоном случился 14 февраля 1993 года, в День святого Валентина, в ресторане «Презент». Одна из стриптизерш, которая сидела на коленях у Ермолова, якобы, понравилась Вите, и он отправил своего человека, мол, приведи мне ее. Слон, естественно, возмутился таким поведением и ударил человека Айрапетова. Началась драка, все вывалили на улицу. Там Айрапетов бьет Слона и тот с одного удара сползает по стеночке. Айрапетовские тогда здорово наваляли слоновским, и от полного унижения последних спас член их группировки Игорь Кучер. Он достал нож и пырнул двоих – Андрея Максимова и Олега Тимошевича. На этом драка прекратилась.

Фото 3 Кинотеатр Октябрь.jpg

Однако, по версии Михаила Комарова, этот эпизод был одной из многочисленных стычек Виктора Айрапетова со Слонами. Истинная причина конфликта лежит в далеком советском прошлом. В те времена, когда лидер Слоновской группировки Николай Иванович Максимов и Виктор Айрапетов были… в одной банде.

 

«Кидальня по машинам»

– Когда Виктор Айрапетов в конце 70-х годов вернулся из армии, он, как и многие молодые парни, попал под влияние Николая Ивановича Максимова, – рассказывает историю Михаил Комаров. – Николай Иванович, чья мать работала бухгалтером на Мясокомбинате, устроился водителем в прокуратуру. А помимо этого, совместно с подельниками, воровал с рязанского ликероводочного завода водку и продавал ее по городу. Денег это приносило баснословное количество. Имя Николая Ивановича многими произносилось и до сих пор произносится с придыханием. Он был тут как рязанский Ленин. И, естественно, на него велась молодежь, потому что многим он помогал: устраивал на работу, давал деньги.

По информации Михаила Комарова, в начале 80-х годов таксист одного из рязанских таксопарков, тесно связанных с Максимовым, поехал в Москву продавать свою машину. В советское время нельзя было торговать автомобилями выше рыночной цены, а цена была – 5 тыс. рублей. Чтобы заработать побольше, владельцы автомобилей придумали хитрый план – у нотариуса подписываются документы о купле-продаже по законной стоимости, а остальные деньги покупатель клал в бардачок машины и обмен деньгами и ключами происходил только после подписания документов. Московские жулики эту схему тоже быстро раскусили – после подписания сделки, уже стоя у машины, они силой отнимали у продавца ключи и уезжали с оставшимися деньгами в бардачке. В такой ситуации продавец даже не мог обратиться в милицию, так как тогда и самому пришлось бы признаваться в нарушении закона.

Вот такую схему и провернули с рязанским таксистом. Тот вернулся на родину и пожаловался Максимову. Николай Иванович, взяв с собой Виктора Айрапетова и еще одного компаньона, поехал в Москву разбираться по понятиям. «Волгу» они у московских жуликов отняли, но машину тут же арестовали сотрудники правоохранительных органов, а самих фигурантов «приняли» в отделение.

Фото 4 Представители Слоновской ОПГ.jpg

– Николай Иванович по этому делу отмазался, – вспоминает собеседник издания. – А за Витей к тому моменту уже числился ряд правонарушений, и на него повесили до кучи новый эпизод. Сделали крайним. Максимов избежал наказания, а Айрапетов уехал на четыре года в места не столь отдаленные. Вот так и началась их вражда. После того как Витя освободился, все встречи с Николаем Ивановичем в ресторанах заканчивались руганью, скандалами и драками. В то время Айрапетов прозвал Максимова «ментовской клячей».

Михаил Комаров уверен, что именно дело о машинах разделило Рязань на два враждующих лагеря и оказало огромное влияние на всю историю взаимоотношений местных ОПГ.

 

Страшная месть

Ответом на поражение в драке возле ресторана «Презент» стала потасовка в айрапетовских банях.

– Бани на Чапаева, которыми владела фирма «Инвест», были местом отдыха и этаким частным клубом, где собирались айрапетовские, – рассказывает Дмитрий Плоткин. – Вообще-то изначально это были муниципальные общественные бани, город построил их, чтобы люди, живущие на прилегающих территориях, могли соблюдать гигиену. Но времена были такие, что эти бани оказались в руках частной компании «Инвест». Бани превратились в офис и клуб, куда приходили «уважаемые» люди. И вот, после драки в «Презенте», один из слоновских вошел в помещение бара с автоматом и стал стрелять по бутылкам. Жути нагнал, но никого не убил, не ранил. И этого, якобы, «слонам» показалось мало. И в ноябре 1993 года они организовали расстрел айрапетовских в клубе «Сельмаш».

Фото 5. Последствия расстрела в в клубе бывшего завода Рязсельмаш 25 ноября 1993 года.jpg

По информации следователя, в клуб ворвались люди с автоматами и стали стрелять. Волею случая в результате налета погибли только члены Айрапетовской ОПГ: официантки в этот момент находились на кухне, а музыканты известной в Рязани группы Feelin's оказались за колоннами и смогли спрятаться.

– Когда мы зашли, там были лужи крови, восемь человек убитых, девять раненых, – вспоминает Дмитрий Плоткин. – У нападавших, помимо автоматов, были с собой еще и гранаты, и они должны были взрывать их, но один из айрапетовских стал отстреливаться и ранил налетчика. Это заставило автоматчиков ретироваться. Тем временем слоновские создали себе алиби – они сидели в ресторане и, якобы, никакого отношения к преступлению не имели.

Михаил Комаров историю эту дополняет. Говорит, что после трагедии в «Сельмаше» Виктор Айрапетов ушел в траур и 40 дней не брил бороду. Он очень переживал из-за гибели Андрея Максимова, который был его ближайшим соратником и правой рукой.

– Витя много думает и приходит к выводу, что, несмотря на алиби, такое событие никак не могло произойти без одобрения Николая Ивановича. И в апреле 1994 года лидера Слоновской группировки Максимова убивают на улице, возле дома любовницы. После этого эпизода Витя произносит фразу: «Тот, кто заказал «Сельмаш», не прожил и полгода», – рассказывает журналист.

 

Хоронили Слона

Был в Рязани такой футбольный тренер, работавший на стадионе «Спартак» – Андрей Галинов. После армии он сошелся с группировкой Айрапетова, часто бывал у них на встречах в барах и ресторанах, помогал решать какие-то задачи. В кругу айрапетовских у Галинова была кличка Спортсмен. А еще в 25 лет у него была собственная машина, что являлось предметом роскоши.

Футболист рязанского «Торпедо» и основной полузащитник команды Сергей Маникин, который провел за клуб 109 матчей и забил семь голов, занимался у Галинова. Он мечтал войти в бандитскую тусовку и непрозрачно намекал своему товарищу, что тоже был бы не против к 25 годам обзавестись личным автомобилем.

Фото 6. Сергей Маникин пятый слева в первом ряду.jpeg

Галинов был для Маникина кумиром, образцом для подражания. Футболист очень гордился таким знакомством и считал себя рукопожатным с Айрапетовской ОПГ. Поэтому, когда возникла необходимость найти человека, который мог бы отнести кейс со взрывчаткой в место скопления слоновцев и при этом остаться неузнанным, – выбор пал на Маникина.

По разным данным, парню пообещали за эту услугу то ли машину, то ли компенсацию игрового долга. В любом случае Маникин знал, на что идет и какой груз у него в дипломате. Впрочем, осведомленный источник утверждал, что для Маникина это была такая честь, что предложи ему Айрапетовские устроить теракт бесплатно – он бы согласился, только бы стать своим в преступном мире.

Прощание с Николаем Ивановичем Максимовым проходило в Вознесенском храме в воскресенье 3 апреля 1994 года. Отпевал его отец Анатолий.

– В церкви собрались родственники, близкие, друзья Максимова, приехали бандиты из других регионов. Чтобы следить за обстановкой, приехали несколько машин сотрудников полиции, никак себя не афишируя, – рассказывает Михаил Комаров. – На похоронах присутствовали Гриша Баранов, Вячеслав Ермолов, Толя Черных, Алексей Кирилин, Саша Глаз – нынешний депутат Рязанской областной думы Александр Глазунов и многие другие. У футболиста Маникина была одна задача: донести кейс до церкви, оставить его там, и уйти. Кнопку нажимать должен был не он. Но, согласно официальной версии, на подходе к храму взрывной механизм поймал волну брелока сигнализации одной из припаркованных рядом машин и сдетонировал. Парень взорвался, ему оторвало ноги, они повисли на проводах, но он еще оставался жив. К нему подбежали слоновские, пообещали вызвать «скорую», если скажет, кто заказал это преступление. Но футболист ничего не сказал и умер в агонии спустя несколько минут. Хотя всем и так было понятно, кто мог совершить подобное.

Фото 7 Тело футболиста Маникина после взрыва.jpg

Однако, по словам Михаила Комарова, несмотря на существование официальной версии, точно никто так и не смог определить причину случившегося. А потому вскоре появилась информация, которая не является общеизвестной.

– Велика вероятность, что все-таки киллер целенаправленно нажал на кнопку раньше времени. Эту версию озвучивали представители Дороховской группировки, которая образовалась после распада Айрапетовской ОПГ, – рассказывает Михаил Комаров. – По этой версии считается, что бомбу собирал и владел пультом управления Саид Меркулов. В разное время этот человек участвовал и в Слоновской, и в Айрапетовской группировке. Дороховские предполагали, что Саид нажал на кнопку, чтобы спасти слоновских.

По словам собеседников YA62.ru, после событий возле Вознесенского храма бурление в рязанских ОПГ еще долго продолжалось, но постепенно сошло на нет. Этому способствовали не только смерти и исчезновения лидеров, но и активная работа следователей, оперативников управления по борьбе с организованной преступностью и других ведомств.

Фото 8. Суд над участниками Слоновской ОПГ.jpg

Рязанским правоохранителям удалось переломить ход событий и создать прецедент в расследовании деятельности местных ОПГ. На этот опыт позже опирались правоохранительные органы других регионов страны: 22 подсудимых по первому делу о Слоновской группировке, 99 томов и порядка 30 тыс. листов уголовного дела, специально сваренная огромная клетка для преступников, которую установили в спортивном центре УВД в Мервине, потому что ни один зал судебных заседаний не вместил бы столько участников.

Колонну автозаков, которые везли членов ОПГ на судебные заседания, люди на улицах ежедневно встречали аплодисментами.

Но это, выражаясь словами классика, уже совсем другая история…

Дарья Копосова

В материале использованы фото интернет-издания «Своя колокольня», кадры из телепередачи «Криминальная Россия» НТВ, кадры криминальной хроники.

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт