5 баллов
11 декабря 2018 09:20
13948

Опасная халява. Почему Рязань должна избавляться от бесплатных парковок

Опасная халява. Почему Рязань должна избавляться от бесплатных парковок

Парковки – платные и бесплатные, уличные и внутридворовые – стали главной темой рязанских новостей на прошлой неделе. Администрация города объявила о новых зонах платной парковки, вместе с тем активисты ОНФ уличили мэрию в срыве сроков программы «Доступная парковка». Обе новости вызвали волну праведного гнева «ущемленных» рязанских автомобилистов.

Давайте разберемся, так ли обижены в Рязани водители, нужны ли городу платные парковки в центре и бесплатные – во дворах. И предупреждаем — если вы прикипевший к халяве автомобилист, вам этот материал совсем не понравится. Тем не менее постарайтесь дочитать его до конца и задуматься.

 

О пользе платных парковок

Городские платные парковки начали внедрять в Рязани в 2016 году. И эта реформа могла бы стать лучшим, что произошло в нашем городе за последние годы, если бы не ряд существенных «но».

Итак, если говорить в общем, а не конкретно о Рязани, что же хорошего в платных парковках?

Первое – ограничение автомобилизации в городе. Дело в том, что муниципалитетам крайне невыгодны автомобилисты. Они создают пробки, шум, пыль, загазованность, они врезаются друг в друга, сбивают пешеходов, разрушают дороги, мешают ходить по расписанию общественному транспорту, запарковывают своими машинами все пустые пространства, превращая в город в непригодное для прогулок пространство. В общем, любая, даже самая больная «автомобилем головного мозга» мэрия рано или поздно понимает, что автомобилизацию города надо брать под контроль. И одна из самых простых, эффективных и проверенных мер на этом пути – это введение платных парковок.

хаотичная парковка в центре рязани.jpg

Второе – сборы в бюджет. Нормальные муниципалитеты при помощи платных парковок не только ограничивают количество автомобилей в городе, но и существенно пополняют свой бюджет. Затем «парковочные» деньги идут на развитие общественного транспорта, ремонт дорог и другие городские нужды.

Третье – развитие общественного транспорта. Автомобилисты, которые после введения платных парковочных пространств, понимают, что каждодневные поездки на машине им больше невыгодны, неизбежно пересаживаются на автобусы и троллейбусы. Город на глазах начинает избавляться от пробок и всех их последствий, а муниципальный транспорт получает деньги на закупку более экологичного, быстрого и эффективного подвижного состава.

Четвертое – от платных парковок, как ни странно, выигрывают сами автомобилисты. Теперь найти свободное место в центре города не составляет проблемы. Не надо нарезать круги, щемиться в какие-то углы, вставать вторым и третьим рядом и бояться эвакуации, а также других проезжающих машин, которые могут задеть и поцарапать.

Минусов у грамотно организованных и администрируемых платных парковочных пространств в городе, обладающем эффективным и современным общественным транспортом, нет.

паркомат в рязани.jpg

Отдельно стоит отметить и главный аргумент противников платных парковок – дескать, это плата за воздух. Совсем нет. Воздух мэрия не производит, им не владеет и его не обслуживает. С территорией же, на которой организуются платные парковки, совсем другая ситуация. Эти площади находятся в ведении городских властей – они их убирают от снега, пыли и мусора, освещают, ремонтируют на них асфальт. Так почему же муниципалитет кусок обслуживаемой им драгоценной земли в центре города должен отдавать в бесплатную и фактически бессрочную аренду только на том основании, что у гражданина есть автомобиль? Увы, но рыночная экономика на принципах халявы не работает.

 

Рязанская специфика

Отдельный разговор, как в Рязани реализуется проект по созданию платных парковочных пространств. Если кратко – очень по-рязански. То есть ужасно.

Во-первых, с какого перепугу платными парковками у нас занимается концессионер? Можно понять, когда частник строит какой-то сложный и дорогостоящий инфраструктурный объект (например, путепровод в Соколовке), на который в бюджете физически нет денег. Тогда его моральное право взимать плату за пользование объектом, который он возвел, очевидно.

А что сделал оператор платных парковок «Ростелеком»? Взял ведро красочки и намалевал по разбитому асфальту разметку, а потом паркоматы установил и приложение состряпал? Чудовищно сложная и затратная работа! Однако по факту мы имеем вложившую три копейки и при этом стригущую купоны с водителей госкорпорацию и многострадальный городской бюджет, получающий с платных парковок сущие гроши.

Во-вторых, город, вводя платные парковки, фактически не предложил людям ничего взамен. Ведь откуда взялась переходящая всякие рамки рязанская автомобилизация (324 авто на 1 000 жителей в 2016 году)? От тех самых маршруток, которые с помощью чиновников захватили город. Вполне логично, что рязанцы готовы брать кредиты и покупать автомобили, чтобы не ездить каждый день в этих скотовозках. (И это не громкое слово, а факт. Ведь большинство рязанских маршруток – это грузовые фургоны с прорезанными окнами и напиханными в салон сиденьями.)

маршрутка на остановке зима.jpg

 

Программа «Доступная парковка»

Итак, мы выяснили, что рязанские власти, годами уничтожая цивилизованный общественный транспорт, загнали горожан в автомобили. Что же мы получили в итоге? Самый грязный город в ЦФО, лидерство по легочным заболеваниям, запаркованный центр города, по которому невозможно пройти 100 метров, не обтерев пять машин своей одеждой, жуткие пробки, больное, скрюченное и ожиревшее население, отвыкшее ходить пешком. И вместо того, чтобы понять и признать свою ошибку и начать развивать пешеходные зоны, создавать велоинфраструктуру, бросить все ресурсы на создание в городе комфортного общественного транспорта и тем самым начать «вынимать» рязанцев из их автофутляров, мэрия объявляет программу «Доступная парковка».

парковка на газоне.jpg

Эта программа, конечно же, пришлась по душе автовладельцам. Ну, представьте такую картину. Вы ребенок 10 лет, сидите в своей комнате, и тут к вам подходит мама и заявляет: «Дочка/сынок, теперь можешь есть сколько угодно конфет, чипсов и пить кола-колу хоть 10 раз в день! А я тебе все это каждый день покупать буду». Да вы бы были на седьмом небе от счастья! Правда, до взрослого возраста при таком раскладе вряд ли бы дожили, но это мелочи.

Теперь давайте поясним, что не так в массовом создании бесплатных парковок во дворах.

Дело в том, что дворы по своей сути не предназначены для автомобилей. Это уже давно поняли в Европе, и там дворы без машин – абсолютная норма. Более того, даже кое-где в России, например в Москве и Екатеринбурге, некоторые «чудаковатые» застройщики уже начали возводить дома даже без возможности въезда во двор.

Вот так выглядит дворовая территория в одном из новых ЖК Екатеринбурга (впечатлительным автомобилистам лучше не смотреть):

современный двор без машин.jpg

Для кого же нужны дворы? Как ни странно – для людей. Для бабушек, детишек, молодежи, взрослых людей. Если двор – это не серая парковка, а приятное общественное пространство, там сразу начинает бурлить жизнь: соседи знакомятся друг с другом, устраивают культурные посиделки, исчезают алкаши и вандализм, потому что во дворе всегда есть «глаза», которые контролируют ситуацию. А когда ваш двор – это запаркованный пустырь, на котором приличному человеку находиться неприятно, маргиналы будут вашими постоянными гостями.

Если бы чиновники рязанской мэрии не были заражены «автомобилем головного мозга», интересовались современными тенденциями в урбанистике или перенимали передовой опыт развитых стран, они бы никогда не объявили о такой глупости, как программа «Доступная парковка». Наоборот, муниципальные чиновники установили бы лимит на парковку во дворе, одновременно провели бы серию масштабных рейдов по пресечению газонной парковки и парковочных самозахватов, после чего объявили бы программу «Двор для людей», в рамках которой убрали автомобили из дворов, а в спальных микрорайонах (и здесь уже при помощи частных компаний) построили пару десятков многоуровневых платных автостоянок.

Да, это бы вызвало праведный гнев автомобилистов, который, безусловно, надо просто проигнорировать. Потому что водители – это 30% населения города, причем не самая бедная его часть, а пешеходы – 100%. А значит, социальная справедливость подсказывает, что налоги, собранные в том числе с безавтомобильных граждан, должны тратиться на комфортную среду для пешеходов, а не на халяву для автовладельцев. И да, транспортный налог идет в региональный бюджет, город не получает из этих денег ни копейки.

 

P. S.

Сейчас среди условного «поколения 30-летних», которые запарковали своими кредитными тачками все дворы, улицы и даже пустыри, принято гундеть, рассказывая «погрязшим в интернетах школотронам», как «батя» гудрон ел, по гаражам лазил и в футбол во дворе играл. Могу сказать от себя как представителя этого поколения, что в моем прошедшем в 90-х детстве мы играли в мяч прямо на проезжей части улицы, потому что машины там ездили раз в час. О запаркованном дворе вообще не шло речи – там было царство детей и бабуль. Сейчас я живу на той же улице в том же доме. И теперь на улице невозможно найти и двух метров без припаркованного авто, а во дворе гуляет ветер между автомобилей и носит перекати-поле, жизни здесь нет.

Отсюда вопрос к «батям». А что остается «школотронам»? Обтирать ваши кредитмобили во дворах, а потом еще на орехи от вас получать? Ну уж нет, лучше в интернете. Там хотя бы чисто и безопасно.

Многие считают, что машина у каждого человека – это свобода и признак развитого общества. На самом же деле автомобиль – это рабство и опасный наркотик, убивающий города и горожан.

А теперь давайте каждый из дочитавших эту статью до конца устроит для себя внутренний тест. На одну чашу весов мы положим всеобщую бесплатную парковку и ее постоянную спутницу безудержную автомобилизацию, а на другую – запаркованные, опасные для жизни дворы и улицы, ДТП, сбитых пешеходов, пробки, шум, пыль, выбросы и болезни, вызванные автомобильным образом жизни.

Какая чаша перевесила у вас?

Александр Мойсеюк

В статье использованы фотографии Ильи Варламова

Самое интересное – в Telegram-канале «Новости Рязани». Подписывайтесь!

Вам может понравиться

Нашли ошибку?
Регистрация

*Поля, обязательные для заполнения.

Вход на сайт